Архив форумов проекта WikiTropes.RU

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Архив форумов проекта WikiTropes.RU » Разговоры о произведениях » Истоки фольклорных и фэнтезийных тропов


Истоки фольклорных и фэнтезийных тропов

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Как я вижу, на этом сайте есть другие любители и знатоки фольклора. И я думаю - нет ли тех, кто знает об истоках некоторых тропов, которые меня интересуют? Сразу замечу, что тут речь не только о фольклоре, но и о современной массовой (и не очень массовой) культуре, об отражении фольклорных образов в фэнтези, а также, вероятно, надо будет много обращаться к старой литературе.

* Эльфы, а конкретно - их уши. По всей видимости, раньше это было животной частью - лошадиной или козлиной (как у всяческих сатиров, кентавров и прочих). Они же - способ определить, что перед тобой потустороннее существо (сорвав шапку). Это очень стройно и довольно очевидно, и всё же - есть ли у кого подтверждения? Как можно более старые изображения эльфов с подобными ушами, или тексты, где эти уши упоминались (именно тех, кто называется словом "эльф"/"альв"/аналогом из других германских языков, ибо, скажем, пример изображения греческого сатира, выглядящего точь-в-точь как современные эльфы, только с хвостом, у меня есть; также сойдут кельтские сидхе, ибо они тоже сильно повлияли на современный образ эльфов). И связанный вопрос - когда эти уши "приделали" к высоко-пафосному образу эльфов, продвинутому Толкином? Было ли такое ещё до Толкина, в старой литературе и мифологии (мне трудновато представить, скажем, Вёлунда или Луга с подобными ушами), или же "высоко-пафосный эльф" и "эльф с острыми ушами" слились уже после Толкина? Если после, то где впервые? Пока моя гипотеза (неподтверждённая) - на иллюстрациях к книгам Толкина.

* Гномы. Во-первых, их колпаки. С колпаками есть две версии. Одна - вычтена мной в одной статейке о гномах, данная кратенько и без источников (хотя в целом в той статейке были источники) - что они основаны на колпаках немецких шахтёров. Вторая - что колпаки гномов имеют ту же природу, что шляпы волшебников и ведьм (их происхождение легко и убедительно гуглится). Есть ли у кого данные?
Второе - бороды гномов, но с ними то ли проще, то ли сложнее. Бороды могут быть признаком потустороннего мира (как и лохматость домового, и метла ведьмы), но может, просто на неких старых иллюстрациях и в старых историях было логично изображать гномов с бородами, и впоследствии этой закрепилось, как свойство именно гномов (точно так же, как то, что их часто изображают в скандинавском костюме XVII-XVIII веков - в то время просто все ходили в этом, а впоследствии это стало ассоциироваться именно с гномами). Да, иногда считается, что в бороде гномов волшебная сила, но думаю, это скорее не причина наличия бороды, а просто ассимиляция наличия волшебной силы с наличием бороды: у многих, у того же Самсона, например, сила была в волосах (а по древним охотничьим представлениям - вообще у всех людей), так что раз уж гномы имели бороды, и они были волшебными существами, сказочнику было логично помещать волшебную силу в бороду.
И третье - то, что гномы - шахтёры-добытчики. Да, они хранители подземных сокровищ, которые иногда могли помочь шахтёрам, они великие ремесленники, но когда появилось упоминание, что они сами - шахтёры? Было ли это уже в мифологии, или появилось только в литературе, как "нечто логичное"?

* Волшебники. Во-первых, то, что я уже спросил в обсуждении к статье "Башня мага" - откуда она? Во-первых, конечно, это связано с выражением о Башне из Слоновой Кости, во-вторых, как предположили в том обсуждении - с башнями восточных звездочётов. Подтверждения, другие версии? У меня также есть версия, что это возникло в фольклоре само собой - как атрибут "того царства" - в сказках есть упоминания дворцов на столбах в "том царстве", как показатель магического могущества. Кроме того, хотелось бы безотносительно от происхождения тропа увидеть примеры башни мага в старой литературе, дотолкинской - просто из интереса.
Во-вторых, синяя мантия, усыпанная звёздами. Положим, синий цвет пошёл от Одина (и вообще от символизма синего цвета в скандинавской мифологии). И допустим, примерно понятно, почему возник мотив усыпанности звёздами (волшебная сила звёзд, предсказания по звёздам и всё такое), но вопрос не в том, почему это возникло, а в том, когда, как и где возник мотив именно мантии, усыпанной звёздами.
В-третьих, заклинания на латыни. Вероятно, возникло либо в средневековье, когда обычным делом было писать на латыни (в том числе, возможно, и эзотерические тексты), либо в эпоху Возрождения, когда шло увлечение всем латинским, в том числе, возможно, древней и псевдо-древней эзотерикой. Но хотелось бы подтверждений. Также хотелось бы примеров старых популярных произведений (художественной литературы) с такими заклинаниями.

* Тёмный властелин. В каком времени можно проследить наличие каноничного образа, и отдельной атрибутики (чёрного агрессивного замка, выжженной земли вокруг, характерного наряда, зловещей армии и прочего). Это явно было ещё до толкинского Саурона - скажем, Кащей Бессмертный в фильме сороковых годов - весьма каноничный образ, но конечно же, не из России этот образ заимствовали (хотя надо отметить, что в наиболее популярных западных сказках и их популярных иллюстрациях тема тёмного властелина не так выражена, как в популярных русских: если у нас наиболее популярный антагонист - как раз Кащей, то на западе - ведьмы, великаны, злые гномы, хотя, конечно, если смотреть непопулярные сказки, то аналоги Кащея есть и на западе). Можно отметить известную поэму девятнадцатого века - "Чайльд-Роланд дошёл до Тёмной Башни" - со зловещей башней в мрачной выжженной земле, однако, без властелина и прочих видимых врагов. Из самого старого и самого близкого к каноничному образу, из того, что мне известно, назову образ арабов в "Песни о Роланде" - где они были показаны отвратительными демонопоклонниками, со зловещим владыкой, некоторые полководцы которого могли колдовать, а их родина описывалась, как страшная чёрная пустыня. Не хватает, пожалуй, мрачного замка, и того, что именно владыка - могучий маг, и ещё разных мелочей. Когда же образ "канонизировался"? Ясно, конечно, что составные его части - естественное представление чего-то страшного и чужого, но при каких условиях они слились воедино?

0

2

Кнютт написал(а):

примеры башни мага в старой литературе, дотолкинской - просто из интереса

Тема, действительно, очень интересная. К сожалению, я не такой уж и знаток, но кое-что припомнить могу.
Как минимум, магические башни были в оригинальных рассказах о Конане-Варваре: та же "Алая Цитадель" и "Башня Слона". Но, конечно, вряд ли они служат первоисточником тропа, и берут вдохновение в фольклоре и еще более ранних произведениях.

Можно вспомнить Стеклянную Башню, в которой заточил свою дочь Балор Злое Око (ирландские мифы). И, разумеется, Вавилонскую Башню. Конечно, Балор не был всамделишным классическим магом, а Вавилонская Башня скорее была способом противостоять Богу, чем обителью волшебника... но это все, что я так уж с ходу вспомнил.

Кстати, Балор потянет и на прообраз "Темного Властелина". Сходство с ним Саурона довольно сильно и очевидно.

Отредактировано TwistedMind (2016-09-06 18:04:34)

0

3

А мне нравится версия, что Вавилонская башня была постапокалиптическим орбитальным лифтом. Ну, или орбитальным пандусом, если верить Брейгелю. :insane:

0


Вы здесь » Архив форумов проекта WikiTropes.RU » Разговоры о произведениях » Истоки фольклорных и фэнтезийных тропов