Ну вот СССР пал именно туда именно потому, что тщательно консервировался на протяжении большей части своей истории.
Лолшто?
Сейчас объясню свои мысли по этому поводу.
Собственно, для чего был создан СССР (я сейчас не об "исторической необходимости", а о вполне конкретных целях организаторов и активных сторонников, которые его собрали из осколков Империи)? Как ни странно, не ради знамени победы над Берлином (хотя что-то такое планировали, но представляли в семнадцатом году очень уж по-другому, так, что у современных коло... гм, георгиеносцев глаза бы на лоб вылезли и там остались) и не ради термоядерной бомбы. И даже не ради того, чтобы запустить Гагарина, хотя это чуть ближе. СССР был создан для того, чтобы построить коммунизм, то есть общество, где различия между классами устранены, а производительные силы развиты так, что отпала нужда в разделении труда на исполнительский и организаторский и принадлежат всему обществу, государство и партия же к тому времени отомрутъ за ненадобностью, и их не будет. Совсем. Это марксизм, причём махровый и классический. Классы, если что, это такие социальные группы, объединённые социальной ролью по отношению к средствам производства.
Марксисты, в отличии от анархистов, считали, что немедленно этого перехода к безгосударственному обществу достичь нельзя, так как экономические, политические и, гм, психологические причины не позволят. Для того, чтобы этот переход осуществить, они предлагали использовать государство, превратив его в орудие исполнения воли рабочего класса (до того оно подчинялось буржуазии).
Для чего требовалось сделать что-то с политической обстановкой, с производительными силами и с сознанием, ну, и с социальной структурой тоже.
Вот тут-то и началась дичь.
Новая структура общества, "воспитание нового человека"... Всё это было новым принципиально. Классики марксизма, насколько мне известно, коммунизм как таковой не описали, непосредственной последовательности действий для перехода к нему - тоже. Всё это надо было изучить с нуля. Но для этого надо было экспериментировать, думать и спорить. А "советскому" (ибо Советы в нём были превращены в бесполезный придаток к правительственной иерархии) государству какое бы то ни было свободомыслие, экспериментаторство или, тьфу-тьфу, споры, претили хуже горькой редьки. Была педология - раздавили педологию. Был Макаренко - его тип хвалили, но в массовое обращение не запустили. Это в сфере образования, в сфере социальных структур строжайший запрет был на любую самодеятельность даже в форме теоретизирования, не говоря уж об экспериментах. Всё потому, что дисциплина, орднунг, у нас тут осаждённая крепость, понимаешь, кругом классово чуждые реакционные силы, а эти умники что-то такое новое и необычное продвигают?! Не пущать! Нагайкой их!
Если бы марксисты были последовательны, они бы допустили существование в СССР различных форм социологии, более того, они бы вложили государственные ресурсы в существование площадок для социологии экспериментальной, потому что с точки зрения построения коммунизма это вот просто жизненно важная область. Они бы поощряли эксперименты и в педагогике, вкладываясь в то самое "воспитание нового человека" всеми силами. Они бы добились подробных и живых обсуждений марксистской теории на всех уровнях, вместо того, чтобы заставлять всех зубрить тупые догмы без права изменить в них хоть буковку. Но вместо этого они предпочли укрепить вертикаль власти до алмазной твёрдости, запретить и задавить любые низовые инициативы. Какое-то время всё ехало по инерции, но вместо теоретиков всё же были лишь идеологи, которые могли обосновывать текущий курс партии марксизмом, но не формировать его на основе науки о коммунизме, так как и самой науки не было. В результате слой чиновников-управленцев разложился, переродился и оформился как самостоятельный класс (большинство марксистов этого не признают, впрочем). И этот класс решил, что никакие коммунизмы ему даром не нужны, а нужна ему приватизация, потому что если стать нормальной буржуазией, то плюшек будет ещё больше.
Вот так последовательное следование принципам марксизма закопало в землю марксистский проект.